Как приготовить тетерку в духовке. Каргопольские тетерки IV. Этап усвоения новых знаний

Тетерки - это обрядовое Северно-русское печенье, которое пекли к 22 марта (весеннее равноденствие). Одно из его назначение - "закликать", призывать, встречть весну. Форма этого печенья обычно круглая с затейливым рисунком внутри. Сегодня тетерки в основном готовят из пшеничной муки, в них добавляют сахар, орехи, изюм. Иногда тесто готовят с использованием яиц. Но мне хотелось опробовать традиционный рецепт, перекопав множество интернет-материала по теме, мне не удалось найти чего-то конкретного, только общее описание процесса приготовления, так что приведенный здесь рецепт - экспериментальный. И еще момент, перед выпеканием тетерки должны провести ночь в морозилке, так что если Вы планируете готовить их к определенному дню - начинайте на кануне. Если в Вашей семье умеют готовить настоящие тетерки - поделитесь, пожалуйста, классическим рецептом.

Кол-во порций: у меня получилось 5 больших печений, но здесь все индивидуально, зависит от того, какой посудой Вы будете отмерять ингредиенты, и от тонкости жгута из теста.

Вам потребуется:

  • измерительная чашка (продукты мы будем отмерять не в граммах, а по объему, я брала меленькую кофейную чашку на 125 мл.);
  • 4-6 чашек ржаной муки (количество муки будет зависеть от других продуктов, например, от того, используете ли вы мед);
  • 1 чашка воды ;
  • 1 чашка меда (я использовала жидкий мед);
  • 1/2 ч.ложки соли ;
  • 1 чашка вареной картошки (по желанию);
  • семечки подсолнуха, льна, кунжута (по желанию);
  • растительное масло для смазывания готовых тетерок (по желанию);

Приготовление:

  1. Подбирая рецепт тетерок я ориентировалась на такое описание: "Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной. "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут (скатывают в жгуты)". В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. Ржаные вьюхи выходят темные, поэтому для осветления в них иногда добавляют растолчённую варёную картошку. Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь - узор уже не нарушишь. Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Как видите, мой список продуктов для рецепта немного отличается. Во-первых, мне показалось хорошей идее добавить в тесто мед. Во-вторых, у меня не оказалось ни конопляных, ни льняных семечек, ни льняного масла. Так что семечки я заменила на кунжут, конечно это не северорусский вариант, поэтому кунжут в тесто я добавлять не стала, а только посыпала пару печений сверку, а вместо льняного масла взяла оливковое (нерафинированного подсолнечного под рукой не было), но обо всем по порядку.
  2. 3 чашки ржаной муки насыпаем горкой, добавляем соль, в середине делаем лунку и добавляем воду и мед, тщательно все вымешиваем. Добавляем предварительно отваренную и размятую картошку. Она распределяется по теску небольшими комочками, так что тщательно еще раз вымешиваем. На этом этапе я даже воспользовалась миксером.
  3. В описаниях приготовления тетерок я нигде не нашла пропорций, поэтому объем продуктов подбирался "по ощущениям". Тесто у меня получилось довольно мягкое, его можно было мешать ложкой, но никак не скатывать, поэтому я начала добавлять муку. У меня ушло еще 2 чашки муки, чтобы получить из теста шар. Так как я использовала мед, тесто получилось очень липкое, то есть присыпая его мукой, с ним уже можно было работать, но если продолжать вымешивать, оно начинало все равно приставать к пальцам.
  4. Вспомнив о медовом тесте для имбирных пряников , которое после выдержки в холодильнике стало эластичным и податливым, я сформировала свое тесто для тетерок в шар, завернула в пленку и убрала на пару часов в холодильник. Вынув холодное тесто, начинаем процесс скатывания жгутов. Работаем с тестом, как с пластилином , катая между ладоней "колбаски".
  5. Надо отметить, что липкость мое тесто не потеряло, так что пришлось периодически "обмакивать" его в муку. Кроме того, жгуты получались довольно мягкие и постоянно рвались. Но мы с дочкой не отчаивались, выкладывая будущие тетерки на присыпанные мукой листы бумаги для выпечки. В местах разрыва жгуты аккуратно соединяем (вот где липкость теспа помогает) и продолжаем "завивать рисунок". Сначала выкладываются три ряда тестяного жгута по кругу - символ солнца, а затем, внутри ритуальных кругов можно дать волю фантазии. Если Вы не добавляли семечки в тесто, то на этом этапе можно присыпать заготовки, чуть-чуть вдавливая семечки в тесто.
    Дочка была в полном восторге от творческого процесса выкладывания рисунка будущих печений!
    Заготовки тетерок, прямо на этих же листах бумаги убираем в морозилку на ночь.
  6. Хорошо подмерзшие печенья действительно держат форму. Разогреваем духовку до 180 градусов и можно начинать выпекать. Перед тем, как отправить тетерку в духовку, отделите заготовку от бумаги, на которой она лежала, присыпьте бумагу повторно мукой, а затем уже в печь - в этом случае тесто "не припечется", и готовое печенье будет легко снять.
    Выпекаем тетерки минут 15-20, может быть чуть дольше, во многом это зависит от толщины Вашего жгута, печенья должны не гореть, а подсыхать. Так как мы использовали ржаную муку, печенья будут получаться довольно темными, в какой-то момент мне показалось, что мои тетерки начали пригорать в особенно тонких местах, но возможно это так и должно быть, ведь говорят, их раньше ломали на кусочки, а затем, получившиеся сухарики, грызли как семечки.
    Я обмазала готовые печенья маслом и они тут же стали глянцевыми, блестящими. Внешний вид конечно же от этой процедуры только выиграл, вкус - не пострадал, но в карман я бы такие сухарики класть уже не советовала.
    В общем, я не дождалась, пока все мои печенья окончательно подрумянятся (опасалась, что сгорят), вынула тетерки из духовки. На вкус они получились очень приятные, в меру сладковатые, поджаристые места - как сухарики, те же части, что потолще - довольно плотные и жесткие, как, например, хлебные корки, которые еще не высохли, но раскусить довольно тяжело. На какой-то момент я даже расстроилась из-за чрезмерной жесткости, мы все таки больше привыкли к сдобе или рассыпчатым печеньям. Даже решила, что покрою тетерки лаком и развешу на даче как элемент декора:) Однако все тетерки были очень быстро съедены!

Фантазируйте! Приятного аппетита!

Если у Вас есть более интересный или традиционный рецепт тетерок, пожалуйста, пишите, буду очень рада!

Тетёрки, тетёры, вьюхи или кокурки – это обрядовое печенье, которое готовили в день весеннего равноденствия в Архангельске, Каргополе, Мезене и других городах северной части России. Тетёрки хоть и носят птичье название, как жаворонки, но выглядят совсем иначе – это ажурное печенье, свитое из тонких жгутов теста в интересные узоры. Основной мотив узоров в тетёрках – это солнце: круги, спирали, лучи, свастики. Кроме солярных символов бывают узоры в виде лесенок в небо, волн, цветов, птиц, решеток и абстрактных линий. Тетёрки имеют форму круга и непременную обводку по контуру. Узоры и обводки в тетёрках делаются строго по ходу солнца, то есть по часовой стрелке.

Традиционно печенье тетёрки готовят из плотного ржаного теста. Они долго хранятся и не портятся. Можно одаривать ими всех друзей и знакомых, а можно съесть за чаепитием 22 марта – в день весеннего равноденствия. Это печенье постное, Великий пост не нарушит.

Готовить тетёрки очень просто и интересно. Замесите тесто, скатайте из него жгуты, выложите узоры на противень и запеките. Если хочется сотворить сложный тонкий узор, а на противне это делать неудобно, выкладывайте тетёрки на деревянной доске и выставляйте её на мороз. Замороженные печеньки можно будет переложить на противень, не нарушив формы.

Ингредиенты для тетёрок

  • 2 стакана ржаной муки (или ржаная мука пополам с пшеничной),
  • 1 ст.л. мёда,
  • 2 ст.л. растительного масла,
  • около 1 стакана тёплой воды,
  • 1 щепотка соли

Рецепт тетёрок

Муку просейте, в центре сделайте ямку и влейте туда мёд и масло, добавьте соль.

Понемногу вливайте воду и замешивайте тесто руками или при помощи вилки.

Когда тесто перестанет липнуть и соберется в плотный ком, выложите его на рабочую поверхность, отрывайте небольшие кусочки и раскатывайте их в жгуты. Из жгутов формируйте узоры прямо на застеленном бумагой противне.

Смажьте тетёрки растительным маслом и выпекайте 15-20 минут при температуре 180°С. Переверните на другую сторону и выпекайте еще 5 минут.

Охладите тетёрки на противне, переложите на доску.




Выпекание тетёрок, как и жаворонков – красивый русский обычай, означающий пробуждение солнца и окончательный приход весны.

Питерская погода сегодня в сомнении — то ли первый снег, то ли последний дождь. Погоняв мяч под снежком и основательно вымокнув, мы решили добавить в первый снежный пасмурный день немного солнца и поэкпериментировать с рецептами каргопольских тетерок .

Каргопольские тетеры — что за птицы?

Тетерки или витушки — это обрядовое печенье, свитое из жгутиков ржаного теста, родом из Каргополя и поселений вдоль берегов реки Мезени. Все-таки удивительно, сколько традиций и обрядов пришло с русского севера! Выпекалось оно обычно строго 22 марта, день весеннего равноденствия, с которым совпадает церковный праздник День Сорока Мучеников. Тетерки чаще всего были круглые, символизируя нарождающееся солнце, содержали древнерусские символы и образы пробуждающейся природы. Также их принято было дарить молодоженам, но подробней я расскажу об этом ближе к весне, а сегодня мы просто пробовали три разных рецепта, чтобы полепить из теста и понять на будущее, что вкуснее. Поняли, рассказываем 🙂

Тесто из ржаной муки, ржано-пшеничной и пшеничной

Классический рецепт каргопольских тетерок включает:

  • ржаную муку
  • щепотку соли
  • немного льняного масла

Все берется на глазок — тесто должно быть крутым и чуть солоноватым. В него можно добавить льняное семя или кунжут. Однако из ржаной муки готовили, в основном, по причине отсутствия пшеничной — тетерки из ржаной муки получаются довольно жесткими. Из них здорово лепить, немножко грызть, вдыхать аромат свежеиспеченного ржаного хлеба — все это делает ржаные тетерки отличным материалом для детского творчества. Это больше обрядово значимый вариант — изделия крепки, ажурны, могут служить украшением дома и весеннего праздника. Наесться же такими печеньками вряд ли получится, хотя говорят, раньше они хорошо шли под приятную беседу вместо семечек — сухариков. Наверное так, но не на голодный желудок и не много 🙂 И, кстати, льняное масло, если его не две-три капли добавлено, все-таки чувствуется. Детям лучше добавлять какое-нибудь другое, с менее специфическим вкусом.

Рецепт с ржаной и пшеничной мукой:

  • все то же самое, только ржаная и пшеничная мука в одинаковых пропорциях
  • щепотка соли
  • масло подсолнечное

Это уже более съедобно и все еще неплохо лепится. Хотя жгутик теста уже норовит «стянуться» обратно.

Современные каргопольские мастера все реже стряпают печенье по традиционному рецепту — все-таки такую красоту и на зуб хочется попробовать. Теперь тесто готовят из пшеничной муки, добавляя муку, сахар и яйца.

Рецепт жительницы д. Нижнее Устье Шабановой В.В.:

  • 3 стакана пшеничной муки
  • 3/4 стакана холодной воды
  • 2 ст.ложки сахара
  • 1/2 ч.ложки соли
  • 2 яйца

Выпекать в духовке при температуре 200 градусов 10-12 минут. У меня по факту получилось минут на 5-7 дольше. И то ли сахар у меня не сладкий, то ли ложка не глубокая, но я бы еще чуть сахара добавила, хотя я сладкий хлеб не очень люблю, но что-то ни то, ни се получилось. В общем, это были единственные витушки, которые мы съели 🙂 Остальные только попробовали, и, привыкшие к более изысканной пище животики тут же сказали «нет».

«Скать», то есть вить, жгутики из такого, чисто пшеничного теста — это что-то уже малодоступное детям. Тесто резиновое — тонкий жгутик тут же стягивается, возвращая себе прежнюю форму. Сам процесс вития тетерочных жгутов очень похож на прядение, так что пришлось мне и веретено себе придумать из стакана и наматывать жгутик на него, чтобы он не стягивался обратно.

Ребенок к этому моменту уже потихоньку улизнул из кухни, оставив увлеченную маму играться дальше 🙂 Зато мои труды закончились выпечкой самых съедобных тетерок.

Резюме:

  • с льняным маслом нам совсем не пошло, хотя отдельно мы его едим
  • из ржаной муки легче лепить, чем есть, поэтому для праздника и поделок — рецепт №1
  • если хочется и то и другое — рецепт №2 с двумя видами муки
  • если хочется поесть и угостить — рецепт №3

Процесс лепки

Небольшой кусочек теста скатываем ладонями в форму морковки. Затем с тонкого конца начинаем вить («скать») тонкий жгутик, катая пальцами по столу и стараясь не порвать при этом не порвать «нить».

Готовый жгутик ржаного теста можно, не глядя, отодвигать в сторону, а вот пшеничного — следить, чтобы готовая «нить» не соприкасалась частями — слипнется.

Катать надо достаточно энергично, несмотря на медитативность процесса, — тесто быстро сохнет. По этой же причине ту часть теста, которая не используется в данный момент, следует обернуть пищевой пленкой или полотенцем.

Тетерки в старину делали не маленькими — с большую тарелку, поэтому можно свить часть жгута, сделать половину витушки, потом продолжить до конца. Части внутри изделия должны соприкасаться, иначе печенюшка развалится.

Традиционные узоры каргопольских тетерок:

В одних районах тесто на тетерки делали с вечера, а утром пекли. В других — свивали тетерки и выкидывали их на мороз на некоторое время, а пекли уже после этого. Охлажденные они гораздо лучше держат форму, легче перекладываются. Кстати, выкладывать узоры лучше сразу на бумаге, а еще лучше — бумаге для выпечки, потому что снять со стола мягкое витое тесто вряд ли получится без нарушения конструкции. Вот так на бумаге, положив ее на противень или разделочную доску, кладем тетерки в сугроб в морозилку до застывания (лучше на несколько часов). Затем изделия запекаем и по готовности смазываем сверху слегка растительным маслом.

Домашнее солнышко готово! 🙂

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

Обучающие:

  • Знакомство с обрядовым печеньем - тетерки.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы художественными материалами (пластилином), творческой фантазии, художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа.

Оборудование:

Материалы для ученика: клеёнка, стеки, пластилин, салфетки для рук.

Материалы для педагога: Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблицы “Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки””, “Виды каргопольских тетерок”; фотографии тетерок.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЁРКИ”.

II. Вступительная беседа

Давайте вспомним, какие Вы знаете традиционные формы обрядовых печений, русского народа?

Существуют традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших “птичьи” названия: “жаворонки”, “воробышки”, “снегирьки”, “кулики”, “сороки”, “петушки”. Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

А знакомо ли Вам слово тетерки?

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

“Тетёра” или “тетёрка” - это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, “сканого”, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

Но почему обрядовое печенье названо именно “тетеркой”? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. А может, назвали так, сравнив ржаное витое солнышко с золотой монетой, что ходила по Терскому берегу в старину и называлась “тетерка” от старинного слова “тетерь” - золотой. Да это и не важно. Важно то, что красивый древний обычай живет в памяти народной. “Тетерки” - это доброе весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда ждем мы, северяне.

Когда и по какому случаю их пекут?

IV. Этап усвоения новых знаний

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия (9(22) марта согласно церковному календарю, это - день Сорока Мучеников Севастийских (или, по-местному, день сорокосвятых). По легенде в начале IV в. 40 воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лед растаял, вода потеплела. После воины были подвергнуты мучительной казни, а затем их стали почитать как святых) , когда день равняется с ночью; пекут в здешних деревнях тетерки. Пожилые женщины рассказывают, что прежде в “тетерочный день” все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - “тетерки” своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки - за столом во время работы не было лишнего места!

Так, вместе навьют сто - двести “тетерок”, назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки - крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные - из ячменной.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали “тетерки” до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились.

Хорошо пропеченные “тетерки” смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут “поглядеть узоры” и соседи.

Накануне самого “тетерочного” дня мать молодухи укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба - “двинянки”, и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и “калитки” - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов “блинчатые” пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой “гостиничные”. Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же осторожно, чтобы не сломать, укладывалось “тетерки”. Незамысловатых “вьюх”, завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные - столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нёе - сколько могла донести! Если дом зятя был далеко, угощения везли на лошади.

Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда складывать привезенные дары. А выкладывая, извинял судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!

Угощать присутствующих гостинцами должна была молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом за столом оставались одни женщины: “тетерочный день” почитался бабьим праздником.

Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца - все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами - ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора. А основной узор составляют стилизованные растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Эти мотивы дают и название “тетеркам”.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружочков - “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”, “полукоников” либо навитых “кудерочков”. Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние “вьюхи”...

Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки”

Вьюхой в старину называли яргу, представляющую собой квадрат с загнутыми концами. “Вьюха” - наиболее распространенный узор в Каргополе.

Что же обозначают эти фигуры “тетер”? Прямые кресты - символы огня и солнца. Крест с загнутыми концами нередко называют еще коловрат - обозначающий также движение солнца по кругу, солнцеворот, коловращенье. Какие же пожелания вкладывали мастерицы в свои “тетерки”? Решётка “#” - пожелание плодородия, золото - святости, божественной благодати. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. “Звезда” похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизировал возрождающуюся жизнь.

Ромб с центральным мотивом мог означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями “тёмных сил”. Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение “точка отсчета”. Каргопольская “тетера” с тремя обводами (околами) получает жизнь в умелых руках мастерицы. В середине - спиралевидная свастика. Свастикой отмечалось вечное движение небесного светила. Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном (то из чего изготавливалась мука для выпечки “тетерок”). Смерть зерна обусловливает его будущее рождение.

В “тетерках” очень много завитков и вьюх. Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол Всевышнего. Вероятно, в “тетерах”, как и в других изделиях декоративно-прикладного творчества, мастерицы с помощью условных знаков выражали свои понятия о мире: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом.

В “тетерках” мастерицы умели не только солнце изобразить, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, цветения, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в весёлый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в “тетерке” из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Они как бы лучиками от середины солнышка отходят. Но в, то, же время это не просто лучики. Посмотрите, вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок. А вот на этих пряниках и цветок превратился в какой-то сложный, затейливый узор. А вот это на травку похоже, кудрявую такую, кружевную. И всё это словно движется, кружится. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками - и рождается такая красота!

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Все “тетеры” представляют собой круг. Круг этот состоит из трех обводов - “околов”, завитых “по солнышку”. “Околыш” - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: “березка”, “коник”, “курушка”.

Вот и сегодня будем укладывать тетерки, которые вылепим из пластилина.

Этапы работы:

Скатать жгут, как можно длинным. Толщина жгута не должна превышать 0.5 см. Конечно, сразу 2-х метровым он у нас не получится, будем постепенно его наращивать.

Выбираете себе рисунок.

Укладываем тетерку.

VI Этап подведения итогов занятия

Спасибо, за внимание урок окончен.

Виды каргопольских тетерок

  1. А.А.Савина. Весеннее обрядовое печенье - “тетерки”. Фото 1977 г.
  2. Ржаное тесто. Д. 13,5-18,5. Деревня Гарь.

Каргопольское весенне-обрядовое витое печенье «тетёры» («тетёрки»), «вьюхи» или «кокурки».

Каргопольские тетерки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в XIX веке в разных губерниях России с помощью такого печенья «закликали весну» Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

Подобное событие отмечалось на Каргопольской земле во время весеннего равнодействия, 9(22) марта. Согласно церковному календарю, это день Сорока Мучеников Севастийских (или по-местному, день «сорокасвятых», «сороки»).

На праздник солнечного равноденствия (22 марта), хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетерков» в виде круга, состоящего из трех «околов»-обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест — «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки». Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях.

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать — сучить, крутить, свивать), и выкладывают – «завивают» — в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скется легко и тонко. В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку.

Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь – узор уже не нарушишь.

Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечки на лопату. А с нее прямо на горячий под.

Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут поглядеть узоры» и соседи.

Ржаные тетерки можно было хранить до году.

Форма тетерок менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения мастерицы. Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделечки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмеры», «Лесенка», «Шестеренка», «Коники», «Карета».

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.


В наши дни традиция печь тетерки к определенному дню сохранилась в деревнях Ошевенска, в селах Усачево, Волосово, Троица. Делают их в селах Архангело и Ольховец.

Помимо календаря, тетёрки также включены в родовую обрядность. В Ошевенске до сих пор поддерживается обычай: в первый, на году после свадьбы, день «сорокасвятых» мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. Среди этих тетёр есть особые «именные» для зятя — в них-то и кладут льняное семя. Но есть исключение: если мужчина шел в «приемыши», то тетерки приносили с обеих сторон. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. А в дополнение к тетеркам – обязательно рыбник, двинянку (житник, испеченный на сочне), наливки (житники, политые сметаной), калитки, тонкие пирожки, «пирожки трояки: из ржаной муки картофельные и гороховые, а из белой с песочком. А на Волосове еще и кисель возили. Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками и гостьбой (хоть уже с меньшим размахом).

Случайные статьи

Вверх